Статьи

ПЭС. Передвижные электростанции и электроагрегаты.

  Говоря о подвижной электростанции (ПЭС ДЭС, генераторная передвижка), мы понимаем мобильный источник тока, собранный на несущей раме, в составе: двигателя внутреннего сгорания, генератора тока, топливного бака, системы управления и автоматизации. Этот источник тока, обладает возможностью передвигаться на транспортном средстве (прицепе, железнодорожном вагоне и др.) или механическом транспортном средстве (автомобиле, спецтехнике и др.).

    По степени подвижности, то есть способности к передвижению, в соответствии с ГОСТ Р 50783-95, различают два типа мобильных ПЭС ДЭС:
   Первый. Передвижные встраиваемые и стационарные электроагрегаты. Эти электроагрегаты состоят из «спарки»: двигателя внутреннего сгорания, соединенного через муфту с генератором тока (альтернатором), несущей рамы, приборов контроля и топливного бака.

 

  Второй. Передвижные электростанции. Электростанция отличается от электроагрегата возможностью дополнительной установки устройств распределения электроэнергии, устройств автоматики и пульта управления.

  По способу перемещения, государственный стандарт 50783-95, различает «передвижки» на: Передвижные электроагрегаты - переносные, перевозимые (колесные) и блочно-транспортабельные (перемещение своим ходом или на прицепе с помощью тягача).

Передвижные электростанции - переносные, на прицепе (на прицепах, колесные), на автомобиле (на автомобилях, колесные), самоходные (колесные, гусеничные), на раме-салазках (скольжение), блочно-транспортабельные (на собственной ходовой части или на транспортном средстве), на железнодорожной платформе (в вагоне) и на специальном транспорте.

    На ПЭС и передвижных электроагрегатах должны быть предусмотрены сцепные устройства, являющиеся креплениями к транспортным средствам. 

Передвижные электроагрегаторы мощностью до 100 кВт обязаны предусматривать возможность присоединения к системе выпуска отработавших газов через металлорукава.
  Размещенное имущество ПЭС, такое как: стержневые заземлители, средства пожаротушения, металлорукава газо-выхлопа и иные комплектующие, должны быть надежно закреплены. Должна быть обеспечена сохранность имущества при всех видах воздействия внешней среды.

  

  Очень важной особенностью ПЭС и передвижных электроагрегатов, является то, что они должны быть оборудованы предпусковыми подогревательными устройствами (типа ПЖД, Webasto и другими), работающими на топливе тех же сортов, что и двигатели внутреннего сгорания в составе этих электроагрегатов (электростанций). Эти предпусковые подогревательные устройства, должны обеспечить подогрев систем двигателя, для верного запуска и готовности приема нагрузки в рабочем диапазоне температур окружающего воздуха.

Готовность принять 100 % нагрузку может обеспечить только разогретый двигатель. Время на разогрев (устройствами подогрева), при температуре окружающего воздуха от +8 до -40°С, установлено из ряда 20мин., 30мин., 40мин., 60мин. (для больших мощностей 90мин.,120 мин.), включая время пуска самого подогревателя.
Чтобы обеспечить готовность ПЭС к приему 100 % нагрузки, при температуре окружающего воздуха от минус 40 до минус 50°С, время разогрева подогревающими устройствами устанавливают индивидуально для конкретных моделей ПЭС. Время разогрева определяется исходя из технических характеристик конкретного оборудования и условий эксплуатации.

На ПЭС малой и средней мощности (до 200кВт) некоторых моделей, может быть предусмотрена возможность применения холодного пуска.

 Электростанции, в технически обоснованных случаях и передвижные электроагрегаты (кроме встраиваемых) напряжением 115 В и выше, должны быть укомплектованы стержневыми заземлителями многоразового пользования и приспособлениями для погружения их в грунт и извлечения из грунта по ГОСТ 16556.

В соответствии с действующем ГОСТ 23377-84, ПЭС мощностью от 1кВт обязаны быть укомплектованы средствами контроля изоляции, позволяющими измерять сопротивление изоляции относительно корпуса (земли) токоведущих частей электростанции, находящихся под напряжением. ГОСТы 50783-95 и 23377-84 сообщают нам о том, что необходимо предусмотреть наличие: автоматического защитного отключающего устройства (дифференциального автомата защиты - УЗО), стержневых заземлителей многоразового пользования и приспособлений для погружения их в грунт и извлечения. Передвижные электроагрегаты и ПЭС, мощностью свыше 2 кВт, обязаны быть укомплектованы средствами пожаротушения.

  Передвижные электроагрегаты и электростанции обязаны обеспечивать работу при наклоне относительно горизонтальной поверхности до 10°. ПЭС, мощностью до 30кВт включительно, предназначенные для работы во время движения, должны сохранять работоспособность во время преодоления препятствий при наклонах относительно оси первичного двигателя: поперечного - до 28,5°; продольного - до 15°.
   Объем топливных баков ПЭС должен обеспечивать длительность работы при номинальной нагрузке: не менее 4часов - при мощности до 200кВт и, не менее 2часов - свыше 200 кВт.

  Капотные, кожухные, контейнерные, кузовные исполнения ПЭС и передвижных электроагрегатов, обязаны быть устойчивыми при воздействии окружающей среды и иных воздействий:
осадков: дождя интенсивностью 3 мм/мин, снега, тумана, росы, инея;
солнечной радиации с расчетной интегральной плотностью теплового потока (верхнее значение) до 1125 Вт/м, в том числе при плотности потока ультрафиолетовой части спектра (длина волн 280-400 нм) 68 Вт/м.

воздушного потока скоростью максимально до 50 м/с,
запыленности окружающего воздуха: не более 2,5 г/м для работающих при перемещении и
не более 0,5 г/м для не работающих при перемещении.

    ПЭС, размещенные на шасси автомобилей и прицепов, а также в автомобильных кузовах-фургонах могут перемещаться только согласно условиям, определенным нормативно-технической документацией на применяемые транспортные средства. В ряде случаев, потребуется одобрение типа транспортного средства.

  ГОСТ Р 50783-95 также сообщает нам о том, что гарантированный запуск должен осуществляться при температуре окружающего воздуха свыше 8°С не более чем с трех попыток.

  Передвижные электроагрегаты после транспортирования транспортом любого вида, а электростанции также после движения своим ходом и/или буксирования, обязаны после развертывания надежно принимать 100% нагрузки без дополнительных регулировок и обслуживания. Поэтому, качество всех узлов ПЭС и передвижных электрогенераторов должно быть высоким.